Педагогический прикорм: что это такое и как его вводить? – Лилла Джая
Мамины заметки

Педагогический прикорм: что это такое и как его вводить?

Едва ребёнку исполнится пять-шесть месяцев, а иногда и раньше, молодые мамы часто попадают в ситуацию противостояния со старшим поколением на почве начала введения прикорма. Бабушки и дедушки малыша искренне беспокоются о том, что он до сих пор питается исключительно маминым молочком. Давно пора давать ему соки и пюрешки — пытаются они образумить упрямую мать, призывая запасаться баночным питанием и разными кашками. Да и педиатр ещё месяца два назад рекомендовал начать пробовать сок, начиная с нескольких капель. А молодая мама продолжает кормить грудью и не торопиться бежать в магазин за детским питанием.

Ещё в роддоме нас награждают пачкой рекламных материалов и полезных пособий для родителей, пестрящих таблицами о введении прикорма. В них подробнейше расписано, сколько и какого продукта малыш должен съедать в день. Голова идёт кругом от обилия картинок с разными баночками и схем тщательно разработанных специалистами детских меню на неделю. А давайте закроем эти разноцветные книжечки и мысленно перенесёмся на сто-двести лет назад, очутившись в гостях у большой русской семьи, собравшейся за большим обеденным столом. Как вы думаете, была ли у матери семейства, в котором двенадцать-пятнадцать человек, возможность готовить отдельное питание для самого младшего ребёнка? Маловероятно, правда ведь? Представьте, она приготовила на всю семью «взрослый» обед и сидит за общим столом, держа на коленях грудного малыша. Кроха с интересом крутит головой и наблюдает, как старшие родственники едят. Вот ему тоже захотелось хлебушка, мама не отказывает — на, попробуй крошечку. Захотелось морковки — мама даёт малюсенький кусочек. Вот так потихонечку и приучался ребёночек к новой пище. Ныне этот старинный и довольно простой метод прикорма возрождается, а называют его современники — педагогический прикорм.

Суть этого метода в том, что малыш, по-прежнему находясь на грудном вскармливании, понемногу начинает пробовать другую пищу, приучается к еде за общим столом. Педагогический прикорм базируется на природном интересе ребёнка к действиям взрослых, на подражании: он хочет как мама брать еду с тарелочки и как и мама отправлять её в ротик и тем самым адаптирует свой организм к новой пище. При этом перед малышом до года не ставится задача насыщаться новыми продуктами: он именно знакомится с ними, узнаёт, чем принято питаться в его семье.

Начинать педприкорм можно с шести месяцев, заметив, что ребёнок стал проявлять пищевой интерес. Так, мой сын начал интересоваться содержимым наших с мужем тарелок примерно в пять месяцев — внимательно наблюдал, как мы едим, и тянулся к еде. Однако начинать пробу продуктов ранее достижения малышом полугода не стоит — его пищеварительная система может быть ещё не готова к приёму новой пищи. Слишком ранний прикорм может нарушить её естественное созревание. Если же карапузу уже исполнилось шесть месяцев и он не даёт вам спокойно поесть, пытаясь дотянуться до тарелки и чашки — пришло время знакомить его с семейным меню. Конечно же, при условии, что родители питаются здоровой пищей: овощами, фруктами, злаками, молочными продуктами, умеренно мясом, рыбой. И употребляют минимум всяких сосисок, газировок, конфет, не налегают на жирное и жареное.

Если малыша больше интересует ложка или вилка, а не еда, не расстраивайтесь и продолжайте с аппетитом кушать на его глазах. Со временем он тоже захочет отведать взрослой вкуснятинки.

Чтобы правильно вводить педагогический прикорм, необходимо запомнить и соблюдать его основные принципы.

1. Педагогический прикорм может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании, т.е. прикладывается к груди по требованию, не допаивается, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

2. Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — это минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев, или на кончике чайной ложки, для жидких продуктов это — один глоток, наливаем в маленькую чашку на донышко.

3. За один раз, например, за завтрак, ребёнок может получить три микродозы заинтересовавшего продукта, дальнейшее знакомство с ним он продолжит позже, в обед и ужин.

4. В руку малышу даются только твёрдые куски, от которых он сам много не отъест (морковка, сушка, твёрдое яблоко).

5. Если в течениe трёх-пяти дней малыш проявляет устойчивый интерес к какому-либо продукту, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.

6. Не стоит перекармливать кроху полюбившимся ему продуктом, чтобы он ему не надоел. Если он всё время требует что-то определённое, предложите попробовать другой продукт.

7. Прикорм не должен замещать прикладывания к груди. Ребёнок может пробовать еду до, после, и во время кормления грудным молоком. В основном дети предпочитают запивать микропробы молочком.

8. Учите малыша пользоваться столовыми приборами и пить из маленькой чашки. Сначала, до 10-11 месяцев, предложите ему ложку (их понадобится много — они часто падают:). До этого периода ребёнок может кушать сидя у мамы на коленях и из её тарелки. Постепенно можно предоставить ему больше самостоятельности, усадив на детский стул и поставив отдельную тарелочку.

9. В перерывах между пробами еды можно предложить крохе погрызть морковку или сушку. Не забывайте, что нужно следить в это время за ребёнком: если он откусит большой кусок, согнутым указательным пальцем извлеките его из ротика.

10. Если ребёнок напробовался и потерял интерес к еде, его нужно унести из-за стола.

11. Не позволяйте баловаться, играть с едой, никогда не бросайте пищу в мусорное ведро на глазах у ребёнка — он должен понимать, что пища — это ценность и её нужно использовать по назначению.

Со стороны педагогический прикорм выглядит примерно так: мама с аппетитом ест за общим столом. Малыш сидит у неё на коленях и выпрашивает кусочки, и мама его иногда ими оделяет. Очень важно, чтобы карапузик пробовал ту же пищу, которой питается мама, поскольку в этот возрастной период изменяются свойства грудного молока: оно поставляет ферменты, необходимые для усвоения новой пищи. Т.е. грудные кормления облегчают переход на новое питание.

Если прикорм ведётся успешно и такая систем нравится ребёнку, то примерно в 8-10 месяцев у ребёнка может сформироваться один или два основных прикорма. При этом они всё ещё могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, обычно малыш запивает взрослую еду маминым молочком. И на здоровье!

После года малыш садится за стол вместе со взрослыми 3-4 раза в день, кушает то же, что и они из своей тарелочки. При этом кормления грудным молоком сохраняются: длительные — перед сном или после него и кратковременные на одну-две минуты для нежного контакта с мамой по желанию крохи.

Как видите, рассмотреный способ прикорма достаточно прост, важно лишь прислушиваться к своему ребёнку и понимать его желания. В отличие от «баночной» концепции, он базируется на естественном интересе ребёнка к пище взрослых, и не приходится мучить и себя, и карапуза долгими уговорами, стремясь запихнуть в него определённую строгими таблицами дозу пюре или каши.

Здоровья Вам и Вашему малышу!

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *