Честно скажу, я не планировала эту статью. Хотела продолжить рассказ о формировании мироздания, начатый с самого-самого начала в предыдущей публикации. Однако едва написав вступление, я вдруг вспомнила легенду о рождении бога Брахмы и поняла её символизм. И с этим озарением в моём сознании встали по своим местам все три образа верховных богов индуизма, двух из которых я упомянула, описывая самые первые состояния мироздания.
Понимание образов богов Шивы, Вишну и Брахмы как различных состояний единого божественного Сознания теперь открылось мне более полно и ясно, что подтвердилось последующими озарениями о действительных смыслах некоторых легенд из жизни этих богов. И я готова поделиться с вами.
Первая часть рассказа о начале Творения и рождении Сознания по ссылке: С чего началось мироздание.Вопрос, положивший начало божественной игре.
…Надеюсь, вы не станете упрекать меня за то, что, рассказывая о рождении мира, я привлекла именно образы богов Тримурти из индуизма, а не Святую Троицу. Я не отношу себя ни к одной религии. Просто кое-что читала, слышала о богах индуизма и сейчас открылось понимание, как их образы, сохранённые памятью человечества, соотносятся с началом Творения. Возможно, в какой-то иной религии есть образы, описывающие те же состояния и явления, но мне пришло именно так.
Традиционные представления о богах Брахме, Вишну и Шиве
Если вы ничего не слышали об этих богах, я коротко поясню.
В индуизме выделяют трёх верховных богов, называемых Тримурти («тройственный образ»): Брахму — творца Вселенной, Вишну — хранителя мира и Шиву — разрушителя мира, который также восстанавливает его заново.
Они считаются триединым божеством и основой мироздания.
Ниже я приведу сопоставление традиционного толкования и изображений этих богов с открывшимся мне пониманием их образов.
Итак, снова идём к самому началу сотворения мира.
Тримурти — три состояния божественного сознания
В самом начале мироздания не было ничего. Небытиё, Ничто, Тотальная Пустота, которую очень сложно вообразить человеческим умом.
Так ли это? Трудно сказать, потому что, во-первых, в этот момент ещё не было сознания, которое могло бы описать это состояние. А во-вторых, применимы ли вообще понятия «было» и «стало» к мирозданию?
Человеческая жизнь измеряется временем, и мы смотрим на мир через призму привычных нам законов земной жизни, пытаясь привязать к ним процессы глобальных масштабов, забывая, что они могут не действовать.
…Есть ли начало у мироздания? Или просто есть некое непостижимое состояние всеобъемлющего божественного сознания в бесконечности и безвременьи?
Таким символом в триединстве верховных божеств индуизма является Шива. Его также часто называют Махадев, что означает «Бог богов».
Несмотря на столь значимый статус, Махадева изображают в образе отшельника со спутанными волосами, одетого в звериную шкуру, что выражает его отрешённость от материальных благ. Согласно легендам, его характер противоречив: он то готов разрушить мир в порыве ярости, то предстаёт олицетворением милосердия. Чаще всего Шиву изображают медитирующим с закрытыми глазами.
В рамках человеческих представлений о времени Махадев выражает состояние небытия, состояние до рождения мира и Сознания — Пустоту. Глаза его закрыты, поскольку ещё нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого — только всеобъемлющее Ничто, которое некому описать.
С другой стороны, вне времени, Махадев олицетворяет наивысшее непостижимое состояние всеобъемлющего божественного Сознания.
Потому Махадев это и Начало всего, и Конец одновременно. Всё рождается из него и разрушается до него же. Он — Чистый Белый Свет, заливающий всё, являющийся вроде бы и выражением Пустоты, и одновременно заключающий в себе всё бесконечное многообразие оттенков спектра Белого Света. Ничто и бесконечность, отсутствие какого-либо сознания и его наивысшая чистота.
В качестве упрощённой аналогии представьте чистый белый лист бумаги, не имеющий границ.
Второе состояние — это Вишну (Нараяна). Это состояние рождения Сознания в Изначальной Пустоте. Состояние присутствия, спокойного созерцания, состояние бытия, состояние «Я есть».
Бог Вишну словно рождается в тот момент, когда Бог Богов Шива открывает глаза, выходя из медитации. Медленно поднимаются веки и… он видит Белый Свет, заливающий всё, которым сам же и является. У него пока нет никаких вопросов, только ощущение покоя, безмятежности, равновесия и понимание — «Я — Есть!» Не случайно бога Вишну обычно изображают в позе отдыха — он возлежит на свитом кольцами тысячеголовом змее, который плавает на поверхности Молочного Океана.
В нашей аналогии это — белая точка на бескрайнем белом листе. В какую сторону ни посмотри из неё — повсюду Белый Свет, он же Молочный Океан. В то же время, трудно сказать где именно находится эта точка сознания, наблюдения: ведь она тоже соткана из того же Белого Света! Какого она размера? Тоже непонятно. Мы словно смотрим на лист, зная, что она точно где-то есть! Тут… или тут… Или, может быть, сразу везде одновременно… Бог Вишну не озабочен узнать, какой глубины Молочный Океан и есть ли у него берега. Он отдыхает, созерцает, пребывает в состоянии вечного блаженства.
При этом если Вишну закроет глаза — что будет? Всё исчезнет для его взгляда, он перестанет осознавать своё существование, на белом листе растворится условная белая точка наблюдения и останется… состояние отрешённости — Шива, чистый лист. Вишну превратится в Шиву, божественное сознание перейдёт из состояния присутствия в состояние небытия.
…Любопытно, что есть легенда о том, как однажды супруга бога Вишну, богиня изобилия и благополучия Лакшми, спросила его о том, почему он улыбается, когда закрывает глаза, кого представляет себе? Что же ответил Вишну? Вопреки ожиданию любимой, он сказал, что в этот момент медитирует на Шиву. На кого же медитирует Шива согласно сказаниям? Конечно на Вишну. Всё сходится!
Есть также легенда и изображения, где Шива и Вишну предстают в форме единого божества — Харихара, иллюстрируя свою неразрывную связь.
Шива — это всеобъемлющее Ничто, Вишну — безграничное поле Сознания в нём. Белый лист и множество всех белых точек, умещающихся на нём; экран монитора и совокупность его пикселей. Они существуют одновременно, являются и единым, и словно вложены друг в друга.
Теперь третье состояние, третий бог Тримурти — Брахма. Что это за состояние?
По одной из легенд Брахма рождается в цветке лотоса, который вырастает из пупка бога Вишну. Для обычной человеческой логики такая история вызывает множество вопросов: почему у бога, рождённого без матери, есть пупок, почему из него появляется растение, а уже из растения — другой бог? Странный на первый взгляд, замудрёный образ! Но именно его символизм я вдруг ярко и чётко осознала, когда хотела подойти к повествованию о рождении Вселенной. И тогда остальные два образа встали на свои места!
У меня к вам вопрос: что такое пупок Вишну?
…Смотрите, мы только что определили, что бог Вишну — это отражение состояния «Я есть», сознание, заполняющее всё. И если Вишну появляется в момент рождения Сознания, то бог Брахма возникает в тот момент, когда Источник отделяется от Пространства! Безграничное поле Белого Света (Шива), пронизанное Сознанием (Вишну) озаботившись вопросом «Кто же Я?», для удобства самопознания условно разделяется на Источник и Пространство — наблюдателя и наблюдаемое. При этом Сознание фокусируется в Источнике, а Пространство начинает восприниматься им как нечто отдельное. (Хотя единство никуда не девается, это просто допущение). При этом получается, что состояние Сознания, пронизывающее всё — это Вишну, а состояние его концентрации в некой точке, условно отдельной от Пространства — это Брахма. И эту точку как раз и назвали «пупком Вишну»! Условный центр бесконечности. С его принятием рождается Источник — Брахма и Пространство, символически отображаемое в легенде как огромный лотос. Брахма на лотосе — есть сознание будущего Творца в бесконечном Пространстве.
То есть, если Вишну — это белая точка на белом листе, которая может быть какой угодно точкой его просторов или сразу всем одновременно, то Брахма — это тоже белая точка, но переставшая метаться по листу. Она словно успокоилась, заняв определённое положение в будущем мироздании, а Пространство раскинулось вокруг неё. Знакомьтесь — Источник, условный центр бесконечности Белого Света.
Источником его называю потому, что всё равно всё белое на белом. А если ты в центре белого света, которым же сам и являешься, логично сделать вывод, что он исходит из тебя 🙂 Кроме того, Брахма — олицетворение творческой энергии, творящего начала.
Почему у него четыре лица? Ведь он — условный центр мироздания, Вседержитель, Создатель, который безгранично любит своё Творение и не в силах свести с него взора! Но об этом рассказ впереди.
Выводы
Таким образом, мы видим, что троица верховных богов похожа на матрёшку: Шива — Вишну — Брахма или Ничто — Поле Сознания — Источник и Пространство. При этом между ними нет чётких границ, скорее, это разные состояния Единого.
В примере с листом бумаги он вроде как был белым, так и остался, но внутри него белым по белому уже прорисовывается некая картина мироздания…
В аналогии с экраном монитора ещё интереснее. Он — как безграничное поле сознания Брахмы, который вот-вот начнёт наполнять его тем, что мы назовём многомерностью мироздания и многообразием жизни. Будет ли это что-то новое? И да, и нет одновременно. В глобальном смысле оно останется Белым Светом, но индивидуально — будет переливаться самыми разнообразными и прекрасными оттенками его спектра. Подобно тому, как на одном и том же экране монитора мы можем смотреть разнообразные фильмы, наблюдая горы и равнины, прекрасные реки и леса, разных людей, животных, солнце и звёзды, счастливые истории о любви и драматические сюжеты…
…Быть может, тысячеголовый змей Шеша, на котором возлежит Вишну в Молочном океане, это как раз намёк нам на то, что нечто единое — Белый Свет или Сознание (единое существо — змей) может разделиться на бесчисленное множество Оттенков или индивидуальных Сознаний, олицетворяемых его головами?
…Здорово, правда? Разум просится в отставку ))) Но мы его не отпустим: кто иначе будет адаптировать через наглядные примеры дальнейшее усложнение божественной игры?
Надеюсь, вам были интересны мои размышления. И мне хотелось бы узнать, согласны ли вы с моим пониманием триединства Шивы, Вишну и Брахмы? Быть может, вы знаете другое толкование образов Тримурти, которое вам ближе. Как понимаете легенду о рождении Брахмы — буквально или, возможно, с каким-то иным символическим наполнением?
В следующий раз я расскажу вам… о рождении Любви или о том, как выглядит мир глазами Творца. Хотите? Тогда не забудьте добавить мой сайт в закладки.
С Любовью, Лилла Джая
Один комментарий
Не4то
Добрый день Лиля.
Буквально вчера на яндекс дзен наткнулся на вашу статейку, при изучении Вед(индийских) сапостовляя их с славянскими, ищя сути…
Так вот мой конкретный опыт медитации на Небытие;
Есть некое пространство — тьма тьмущая.
Есть осознанный Ты. больше нихрена нет.
так вот есть 2 действия:
1) Ты в этом пространстве пытаешься двигаться в некуда — испытывашь, что то на вроде разряда током.
2) И состояние покоя
чтобы было понятней в Небытие ты что то на вроде червяка, который либо не двигаеться либо двигаеться и испытывает силу трения.
Так же есть Сознание. Когда я задался чередой вопросов -кто я? что? зачем я? придумал череду вариаций развития событий… Так вот, когда мне надоело размышлять я задался вопросом :
Скучно пипец!
Что дальше?
какого будующе?
потом кое что произошло….
и меня закинилу обратно в тело(реальности)…
Так вот вопрос: То небытие что за пространство? почему нихрена нет?? как появился? почему только два ощущения? как выбраться?
и пришло 2 ответа:
1) все как вы говорите и как говорят веды — что от безвыходности пришлось импрвизировать (червячку)
2) есть некое пространство Исток, есть Небытие — ограниченное пространство для Сознаний — чтобы свести с ума и по итогу ввести в ту действительность в которую нужно (кому то…его тут Богом кличут…он карает и милует, как своих так и чужих -но чужих он без их согласия не сильно может!(волеизьявления, подписей,контрактов, и других нечистот….)
так как вам такая действительность?