В предыдущей статье я показала вам своё понимание мироустойства, модель, с помощью которой можно объяснить человеческому уму многие трудновообразимые в чистом виде понятия и закономерности мироздания.
Эта модель наглядно демонстрирует на простом примере, что мы сами и привычный нам Земной мир рождены и находимся внутри божественного сознания, подобно тому, как внутренний мир книги рождается сознанием писателя. Мы — персонажи, Творец — писатель, что означает: он сам по себе и в каждом из нас одновременно, надевающий разные маски и исполняющий соответствующие им роли, обогащаясь жизненным опытом каждого из нас.
Как именно он это делает, что есть наша душа и личность я расскажу в этой статье. А также поразмыслим о смысле божественной Игры, о добре и зле.
Душа и личность
Все персонажи книги обладают разными характерами, однако на каждого из них в большей или меньшей степени накладывается частичка свойств писателя, поскольку невозможно полностью оградить повествование от влияния опыта его настоящей жизни. Мировоззрение автора, восприятие им различных аспектов бытия, моральные убеждения, собственные ошибки и победы просто не могут не просочиться в мир и сюжет романа!
Что это будет в формате не книги, а мироздания? Проявление свойств единого духа через души людей.
Душа соединяет нас с Богом, а личность, напротив, приземляет. Её особенности — наш характер, убеждения, программы и привычки — как маскарадный костюм, под который прячется душа, желая испытать новый жизненный опыт. Но кто проявляется, играя через нашу личность? Он же — Творец. Для писателя нет сложности воображать себя одновременно и нежной барышней, и разбойником, и судьёй.
Соответственно тому, как герой книги наделён индивидуальными характеристиками плюс частичка личности писателя, так и человек обладает личностью (эго) и душой. Писатель присутствует в каждом персонаже, как единый Дух Творца присутствует в каждом человеке. Однако личности героев, то, что отличает их друг от друга, порождены кем? Всё тем же писателем!
В каждом из нас, в каждом персонаже — энергия Творца, с какой стороны ни посмотри!
Божественная игра
А зачем вообще писать книгу? Зачем нужна эта Игра мироздания?
Давайте посмотрим это на конкретном человеческом примере.
Я — писатель и пишу книгу о молодом моряке. Фактически этот мужчина — порождение моей фантазии, игра моего сознания, но это не означает, что я реальная изначально обладаю всеми его качествами, скажем, такая же смелая. Да, он получает частичку меня — «душу», мою энергию и концентрацию внимания, а вместе с ней некоторые присущие мне исходные характеристики — романтизм и честность. Но это будут его глубинные свойства, как индивидуальное проявление единого духа. И поверх этой романтичной и искренней души надевается «костюмчик» из личности моряка — тот характер, который я придумала для него: отвага, ответственность, преданность дружбе, неприхотливость в быту.
Соответственно, рассказывая о нём, я проявляю себя не только через его душу (играю саму себя), но и вступаю в актёрскую игру, принимая решения исходя из тех личностных качеств, которыми наделила его сверх своих изначальных свойств. И проявить себя именно через личность моряка для меня более ценно, чем отражать себя саму в его душевных порывах. Мне хочется нового опыта, экстремальных ситуаций и судьбоносных решений — того, что я не могу пережить вне книги. Я застенчива и робка, но я хочу познать решительность и отвагу! …Понимаете?
В конечном итоге и душа, и личность моряка — это я. Его жизнь — моя игра. Но я не познала бы в себе смелость, если бы не наделила ею моряка! Я проживаю его жизнь вместе с ним, действую в соответствии с его индивидуальностью, а его опыт становится моим опытом.
Рассказывая о других персонажах, я тоже приобретаю новые черты, новый опыт. В реальной жизни мне не доводилось метать гарпуны, лазать на мачты и плавать под водой с рыбьим хвостом, но, создавая мир романа, действуя в нём через его героев, я живо вижу все описываемые события, проживаю от первого лица чувства русалок и моряков. Со стороны этот опыт может казаться виртуальным, но он не менее реален для моей души, чем события физического мира.
А теперь представьте, сколько жизней и опыта «примеряет» на себя писатель, написавший десятки книг? Однако это не означает, что сам он меняется и превращается в какого-либо персонажа. Он это всё равно он. Но обогащённый множеством индивидуальных опытов его героев. Единство и многомерность, тысячеголовый змей Шеша, сказочный Змей Горыныч — множество сознаний (голов) в едином теле.
Так и Бог — сколько опытов, сколько жизней «персонажей» он уже прожил? Не исчислить! Но кого он познаёт через нас и те жизненные ситуации, что мы проходим? Самого себя!
Божественная игра самопознания — это игра Бога внутри самого себя, где, разделяясь на множество индивидуальных «кусочков» единого сознания, можно приобрести новый опыт и новые свойства.
Только в божественной Игре — намного больше уровней, чем в нашем примере. Об этом я расскажу в следующий раз.
Добро и зло
Очень редко встречаются книги, где судьбы героев абсолютно безоблачны. Как правило, им напротив приходится преодолевать множество препятствий — если не материальных, то психологических.
«За что нам все эти трудности?» — отчаянно взывают герои книги к Богу. А он — это писатель. Кто постановил, что русалка полюбит китобоя? Писатель. Кто решил, что одного этого мало и придумал все остальные сложности на пути влюблённых другу к другу? Писатель. Кто идёт вместе с героями через всю эту полосу препятствий? Тоже писатель! Он то русалочка, то — моряк. Он же — все остальные герои, что помогают и мешают влюблённым на их пути.
Смогли бы герои узнать столько о самих себе, если бы не любовь, не их стремление друг к другу? Смогли бы понять, что важнее всего слушать своё сердце, а не идти на поводу общепринятых убеждений и обстоятельств? Узнали бы, что истинная любовь невероятным образом способна преображать людей как духовно, так и физически? Нет. Если бы парень с девушкой просто жили в соседних домах, ничего этого не случилось бы. Книга была бы простой и невыносимо скучной. Не было бы ни роста, ни падения — никакой эволюции в жизни героев.
Создавая для своих персонажей непростые жизненные обстоятельства, писатель даёт им возможность для развития, обретения новых качеств, талантов и знаний. Чтобы сформировать эти трудности, он же сам играет и за «зло». Причём важно заметить, что как в книге, так и в жизни, возможность развития получают и тёмные, и светлые силы: положительный герой может морально пошатнуться, а былой противник обернуться союзником. Однако без самого факта существования противоположностей не было бы достаточных предпосылок для какого-либо развития.
Многие готовы тут поспорить, но представьте себе: если бы не было голода или холода — озаботился бы человек поиском пропитания и созданием одежды? Если бы свечи не гасли на ветру — задумался бы о разработке электрического освещения? Чтобы было движение — нужен импульс, так и для развития необходимо какое-то неудобство, недостача, противоречие.
...Мы ссоримся, мы любим, ненавидим, Друг друга убиваем на войне, Одну лишь грань реальности всей видя, Не помня, что участвуем в Игре. Святые, обыватели, злодеи - По вкусу каждый выбрал амплуа. Страх нужен, чтоб герой в себя поверил, Злость - чтобы проявилась доброта. (Из стихотворения "Размышления")
Но абсолютного зла, как считают многие, нет. Потому что всё — в книге: всё происходит внутри единого сознания Творца. А значит, он сам себя угнетает, обижает, ограничивает — это игра с самим собой, в которой поработитель и освободитель, добро и зло — одно и то же лицо в высшем смысле.
«Добро и зло»
Добро и зло — одно на деле.
Хоть разным кажется оно
И в этот факт так трудно верить —
Условно лишь разделено.
И Свет, и Тьма — Творец единый,
С самим играющий собой.
Всё в этом мире — его лила,
Мы рождены его игрой.
Он сам придумывает страхи
И сам сквозь них идёт вперёд,
Познав бодрящий вкус отваги.
Сам отнимает и даёт.
Любовь и ненависть, потери,
Обида, жадность, доброта —
Творец проявлен в каждом теле,
Но скрыт завесою ума.
(Лила — в переводе с санскрита «игра», игра творения, божественная игра).
Но пока мы считаем мир книги реальным, пока не видим и не чувствуем нашего глобального единства, для нас существует добро и зло, свет и тьма. Пока мы не взглянем шире, выше, пока не увидим, что всё, к чему мы привыкли — всего лишь книга, игра чьей-то фантазии, мы не сможем выйти из-под влияния её законов. Но пробуждаясь душой, расширяя своё сознание — возможно очнуться и ощутить себя Писателем, Творцом.
С Любовью, Лилла Джая